​Разъяснение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Разъяснение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Разъяснение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9).

Проблема коррупции – эта проблема, которая не может быть решена в короткий промежуток времени. Для ее решения практически каждому государству, в кото­ром удалось в этом направлении сколь-нибудь продвинуться, требовалось определенное время, в течение которого формировалось законодательство о противодействии коррупции, создавались необходимые структуры, призванные ей противодействовать, развивалось гражданское общество и т.д. Именно по такому эволюционному пути шли многие, в настоящее время, уже индустриально развитые государства. В чем-то похожий процесс идет сейчас и в Российской Федерации. Мы в самом начале этого пути…

В настоящее время в Российской Федерации формируется необходимая правовая база для проведения антикоррупционной политики в стране.

Сейчас можно говорить о выстраивании и систематизации законодательной системы противодействия коррупции, уже приняты целый ряд законов и подзаконных актов.

Исследование и опыт антикоррупционной политики целого ряда государств показывает, что наиболее эффективными правовыми средствами противодействия коррупции в системе государственной службы являются именно административно-правовые средства. С помощью использования этих средств и сформируется такая социальная и административная среда, при которой коррупция не сможет существовать, а тем более развиваться.

Нужно также отметить, что именно государственный гражданский (муниципальный) служащий достаточно часто стоит в центре коррупционного правонарушения.

Исходя из этого, в настоящее время, как никогда, актуальна задача формирования и законодательного закрепления антикоррупционного статуса служащего.

В систе­ме административно-правового регулирова­ния противодействия коррупции на службе особое место занимают антикоррупционные стандарты служебного поведения, установленные спе­циально для служащих.

Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских (муниципальных) служащих являются составной частью их административно-правового статуса, в связи с этим, в их конструкцию включают­ся запреты, ограничения, а также требованияморально-этического характера, за несоблюдение которых могут применяться меры дисциплинарного или иного воздействия.

Основополагающим нормативным правовым актом в системе законодательства о противодействии коррупции выступает Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Он установил основные принципы противодействия коррупции и борьбы с ней, а также обосновал формирование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принят на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).

Законопроект, принятый в качестве федерального Закона разработан во исполнение поручения Президента РФ от 28 марта 2011 г. N Пр-772 о необходимости разработки и внесения пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

Целями законопроекта являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ также можно включить в систему законодательства о противодействии коррупции.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусматривает следующие обязанности государственных гражданских служащих:

1) представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8 названного закона) и о расходах (ст. 8.1);

2) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 закона «О противодействии коррупции»);

в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 1 ст. 11 закона «О противодействии коррупции»);

3) уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 федерального закона «О противодействии коррупции»).

Цитата закона:

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

В соответствии с положениями ч. 1 данной статьи субъектами, подлежащими уведомлению о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения, являются:

1) представитель нанимателя (работодателя);

2) органы прокуратуры или другие государственные органы.

Необходимо остановиться на уяснении понятия "склонение" как способа ограничения свободы волеизъявления служащего.

Склоняя служащего на совершение коррупционного правонарушения, принуждающее лицо, по сути, выступает подстрекателем.

Подстрекательство может быть выражено в:

уговорах (неоднократные просьбы совершить коррупционное правонарушение),

обещаниях (предоставления различных выгод материального и нематериального характера),

угрозах (любые высказывания и действия подстрекателя, связанные с ухудшением положения служащего, в случае неисполнения требуемого),

подкупе,

обмане (сообщение или несообщение обстоятельств, способных существенно повлиять на принятое решение о варианте поведения государственного или муниципального служащего).

Такие действия всегда индивидуальны, то есть высказываются именно в адрес конкретного служащего. Таким образом, под склонением к совершению коррупционного правонарушения можно понимать действия, направленные на побуждение служащего совершить действие (бездействие), обладающее признаками коррупции.

В целях реализации положений данной статьи и единообразного ее применения Министерством здравоохранения и социального развития РФ были разработаны Методические рекомендации "О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений", утв. Письмом Минздравсоцразвития РФ от 20 сентября 2010 г. N 7666-17.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление) осуществляется письменно по установленной форме путем передачи его уполномоченному представителем нанимателя (работодателем) муниципальному служащему (далее - уполномоченное лицо) или направления такого уведомления по почте.

Служащий обязан незамедлительно уведомить представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Сроки уведомления, перечень сведений, подлежащих отражению в уведомлении, порядок регистрации и рассмотрения, дальнейшего перенаправления устанавливаются представителем нанимателя (работодателем). Такой порядок разработан в каждом государственном органе, а также заведены соответствующие журналы регистрации.

Несообщение о фактах обращения в целях склонения представляет собой дисциплинарное правонарушение, влекущим увольнение с государственной (муниципальной) службы либо привлечение служащего к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.